Республика Татарстан Центр инноваций в социальной сфере Ресурсный центр поддержки со нко


О социальном предпринимательстве говорили на Казанской венчурной ярмарке

27.04.2016г. в рамках секции Ассоциации инновационных регионов России «Новые вызовы. Молодежное инновационное движение» XVI Российской и XI Казанской венчурной ярмарки региональный представитель Фонда «Наше будущее», начальник Центра инноваций в социальной сфере Республики Татарстан, проректор по инновационной деятельности Казанского федерального университета Артемьев Андрей Вячеславович представил систему поддержки молодежного предпринимательства Казанского федерального университета. В основе данной системы лежит комплекс мер, направленных на развитие сферы социального бизнеса. Социальное предпринимательство идеально подходит для молодежного предпринимательства и студенческого бизнес-инкубирования.

Под руководством Министерства экономики Республики Татарстан КФУ выступил одним из инициаторов создания Центра инноваций в социальной сфере (ЦИСС) как нового подразделения инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

В октябре 2015 года был создан ЦИСС, который объединил ресурсы Министерства экономики, КФУ и внебюджетных партнеров. ЦИСС располагается на базе Университета, а бизнес-сопровождение, консалтинг, создание новых в т.ч. высокотехнологичных субъектов МСП – это общий результат эффективности для Министерства и КФУ.

Привлекаемые ресурсы ЦИСС позволили реализовать на базе КФУ проектно-образовательный подход при поддержке молодежных проектов.

По словам А.В. Артемьева, вся работа ведется системно в рамках полугодовых проектно-образовательных циклов.

«После проведения мероприятий по популяризации и стимулированию инновационной и предпринимательской активности в течение двух месяцев мы собираем проектные инициативы, потом проводим их экспертизу и наиболее перспективные разрабатываем в рамках специального образовательного курса, доводим до уровня полноценного проекта с разработанным бизнес-планом, который удовлетворяет требованиям потенциального инвестора.

Наш годовой KPI – это 40 разработанных проектов и бизнес-планов, 14 зарегистрированных субъектов МСП (которые создают рабочие места для выпускников) и 6 МИП с участием КФУ.

Следует отметить, что подобный системный подход поддержали большинство потенциальных инвесторов и выразили готовность войти в состав экспертной группы, чтобы рассматривать проектные инициативы еще до момента их разработки. На начальном этапе определившись с инвестором, мы можем готовить проект и разрабатывать бизнес-план целевым образом уже под его требования. 

Финансирование каждого проекта мы рассматриваем сразу из нескольких источников. Если раньше это было только венчурное финансирование, то теперь это еще и беспроцентные займы (например, Фонда «Наше будущее»), льготные кредиты (например, микрозаймы Фонда поддержки предпринимательства Республики Татарстан), безвозвратные средства (если это проект социальной направленности; например, в прошлом году мы выиграли пять грантов Министерства труда Республики Татарстан (в рамках антикризисной программы), создали пять компаний, учрежденных молодыми людьми в возрасте до 30 лет и 20 рабочих мест). И, конечно, коммерческие кредиты.

Дополнительно мы пытаемся найти и частных инвесторов. У нас сформирован и постоянно пополняется портфель проектов на соискание инвестиционных средств, который мы презентуем в рамках инвестиционных сессий, когда руководители, представители предприятий приезжают к нам в офис. После серии инвест-сессий с торговыми предприятиями мы нашли партнера в лице компании «Зара» по продвижению студенческой разработки «Интерактивный комплекс-сканер в примерочную».

Говоря о проектной работе, следует отметить, что если раньше разработкой проекта занимался автор идеи, то теперь эту работу мы проводим сводными проектными группами с привлечением молодежи. Как показала практика, ученый далеко не всегда не предприниматель. Поэтому в каждый проект мы включаем двух-трех студентов четвертого курса кафедры маркетинга финансового института КФУ. Идею проекта делаем темой выпускной квалификационной работы под руководством научного руководителя, вводим в состав группы ментора-наставника из числа практиков, в идеале индустриального партнера. Таким образом, мы получаем полноценный бизнес-проект с полным комплексом маркетинговых исследований, который отвечает требованиям потенциального инвестора.

Подобный проектно-образовательный подход позволяет организовать работу по подготовке и продвижению молодежных социально-предпринимательских проектов системно с обеспечением сорока проектов, в результате реализации которых не менее двадцати из них регистрируются как субъекты МСП ежегодно».