Республика Татарстан Центр инноваций в социальной сфере Ресурсный центр поддержки со нко


Новости законодательства для НКО

Новости законодательства для НКО 

Ассоциация «Юристы за гражданское общество» представляют подборку актуальных новостей за июль-август 2020 года

О целевом капитале НКО

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» и Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»» благотворительным организациям предоставлена возможность формировать целевой капитал, урегулирован порядок работы благотворительных организаций с целевым капиталом, а также иные отдельные изменения. Например, публичный сбор денежных средств теперь возможен не только на пополнение уже сформированного целевого капитала, но и на его формирование. Подробнее о законодательном регулировании порядка формирования и использования целевого капитала можно прочитать в комментарии к закону, подготовленном Ассоциацией «Юристы за гражданское общество».

О защите прав работников при ликвидации организации

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подписание заявления о ликвидации возможно только после завершения всех выплат, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации для работников, увольняемых в связи с ликвидацией юридического лица.

О социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере

Принят Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», который должен применяться при формировании соцзаказа на 2021 - 2024 годы по следующим направлениям: - социальное обслуживание (за исключением услуг, которые оказываются в стационарной форме); - санаторно-курортное лечение (кроме услуг в рамках государственной соцпомощи); - оказание паллиативной медпомощи;- создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в регионах; - спортивная подготовка;- содействие занятости населения. Основные показатели, характеризующие качество оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и (или) объем оказания таких услуг в количественном выражении, категории потребителей таких услуг, а также способ определения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере должны содержаться непосредственно в государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. Действие закона распространяется на оказание услуг физическим лицам на основании социального сертификата - документа, удостоверяющего право потребителя услуг либо его законного представителя выбрать исполнителя (исполнителей) услуг для получения государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере) в определенном объеме и на определенных условиях, а также в установленных нормативными правовыми актами случаях определенного качества и право исполнителя (исполнителей) услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с оказанием соответствующей государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере (государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере). Федеральный закон будет действовать до 1 января 2025 года в отдельных субъектах Российской Федерации по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, с 1 сентября 2020 года.

О критериях включения НКО в реестр наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции

Постановлением Правительства от 29 июня 2020 года №949 уточнены критерии для включения НКО в реестр наиболее пострадавших в условиях COVID-19. Из перечня исключены: - некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) и применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации. Если раньше в реестр подлежали включению благотворительные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, то теперь - благотворительные организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, представившие в Министерство юстиции Российской Федерации отчетность за 2017 - 2018 годы по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций".

О порядке получения отсрочки платежей по договорам аренды федерального имущества

Постановлением Правительства от 11 июля 2020 № 1032 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» уточнен порядок предоставления НКО, вошедшим в реестр СОНКО или реестр в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, отсрочки арендной платы по договорам аренды федерального имущества, заключенным до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

О замене форм для регистрации

С 25 ноября 2020 года на основании Приказа Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 года N ЕД-7-14/617@ начнут применяться новые формы для совершения регистрационных действий. Будет введена единая форма №13014 для внесения изменений в устав организации и в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

О новом отчете для НКО, собирающих средства в ящики-копилки

Минюст России приказом от 31 августа 2020 года № 190 утвердил требования к форме и срокам опубликования отчета некоммерческой организации об использовании собранных в ящики-копилки благотворительных пожертвований. Отчеты необходимо будет публиковать на портале Минюста России в сети "Интернет", а также на сайте некоммерческой организации (при наличии сайта) ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Напомним, что в соответствии с изменениями законодательства, использовать ящики для сбора пожертвований могут только те НКО, в уставах которых закреплено право осуществления благотворительной деятельности. Отчет должен включать: - полное наименование, адрес (место нахождения), основной государственный регистрационный номер некоммерческой организации, использующей ящик (ящики) для сбора благотворительных пожертвований, а также индивидуальный номер налогоплательщика; - доменное имя и (или) сетевой адрес сайта некоммерческой организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии сайта); - дату утверждения положения о программе или иного акта, в соответствии с которым проводится сбор благотворительных пожертвований, и наименование органа некоммерческой организации, утвердившего указанный документ; - цель сбора благотворительных пожертвований; - сроки сбора благотворительных пожертвований; - вид ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований (стационарный или переносной); - место (места) размещения ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований (в случае установки и использования ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований во время проведения публичного или иного мероприятия, организованного некоммерческой организацией, дополнительно указывается наименование такого мероприятия);- дату извлечения благотворительных пожертвований из ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода и сведения о суммах наличных денежных средств, ином имуществе в различных единицах измерения (килограммы, штуки, метры и прочее), извлеченных из ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода; - информацию о расходовании извлеченных из ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований в течение отчетного периода наличных денежных средств, иного имущества в различных единицах измерения (килограммы, штуки, метры и прочее); - сведения о сумме извлеченных из ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований наличных денежных средств, ином имуществе в различных единицах измерения (килограммы, штуки, метры и прочее), не израсходованных (не использованных) в соответствии с целями сбора благотворительных пожертвований на конец отчетного периода; - сведения о сумме извлеченных из ящика (ящиков) для сбора благотворительных пожертвований наличных денежных средств, ином имуществе в различных единицах измерения (килограммы, штуки, метры и прочее), израсходованных (использованных) на иные благотворительные цели (при наличии не израсходованных (не использованных) наличных денежных средств, иного имущества в различных единицах измерения (килограммы, штуки, метры и прочее) в соответствии с целями сбора благотворительных пожертвований при достижении заявленной благотворительной цели некоммерческой организации) с указанием целей, на которые направлялись не израсходованные (не использованные) благотворительные пожертвования.

О порядке получения заключений от Фонда президентских грантов

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2020 года №1419 изменен порядок выдачи Фондом президентских грантов по развитию гражданского общества (ФПГ) заключения о надлежащей реализации проектов по оказанию общественно полезных услуг. Для получения заключения о надлежащей реализации проектов некоммерческой организации необходимо обратиться в ФПГ с соответствующим заявлением.

О регулировании трудовых отношений в НКО

На рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся некоммерческими организациями». Проектом предполагается прямо разрешить некоммерческим организациям, численность работников которых не превышает 35 человек (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций, общественных объединений, являющихся политическими партиями, государственных компаний, потребительских кооперативов) заключать срочные трудовые договоры с работниками. Планируется также, что при соответствии требованиям, которые будут утверждены Правительством РФ, некоммерческие организации смогут вести кадровую документацию в упрощенном порядке, в частности отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие).

Об ответственности за нарушение требований к использованию ящиков для сбора пожертвований

На рассмотрение Государственной думы РФ внесен законопроект, которым предполагается внести изменения в КоАП РФ и установить административную ответственность за нарушение требований по использованию ящиков для сбора благотворительных пожертвований. Предполагается, что нарушение требований организацией, у которой было право использования ящика, будет наказываться предупреждением или административным штрафом на должностных лиц - от 5000 до 10000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения или без таковой, на юридических лиц - от 10000 до 50000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения или без таковой. За нарушение требований организацией, у которой не было права использования ящика, предполагается предупреждение или наложение административного штрафа на физических лиц - от 3000 до 5000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на должностных лиц - от 20000 до 50000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, на юридических лиц - от 50000 до 100000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения.

О реестрах некоммерческих организаций

На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Постановления Правительства РФ, которым предполагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ и вместо двух реестров – СОНКО и НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ввести один реестр, утвердив единые требования к некоммерческим организациям.

Рассылка подготовлена в рамках реализации проекта «Правовая академия НКО» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Новости законодательства для НКО, изображение №1