Республика Татарстан Центр инноваций в социальной сфере Ресурсный центр поддержки со нко


Геймификация - о чем, для кого, а это точно хорошо?

  Об этих и других новостях из мира грантов Вы можете узнать из образовательного телеграм-канала «Капитаны Грантов». Подписывайтесь на телеграм-канал: t.me/cptgrantov. Становится всё больше людей, которые так или иначе прикасаются к миру игр. В детстве многие играли в тамагочи и прокачивали своего зверька, некоторые развивали определенные ветки развития супер-способностей в онлайн-играх. Также большинство компьютерных и консольных игр забиты подсказками о том, как управлять персонажем, какие задания выполнять и др
  Но при чём тут я и мой социальный проект - спросите вы. За многие годы игровая индустрия выработала простой и внятный язык как говорить с пользователем о его выгодах, как его обучать и мотивировать, как разбавлять рутину развлечением. Геймификация применяет этот опыт.
  Геймификация или игровые механики - это возможность общаться с пользователями вашего проекта о сложных рутинных вещах с помощью простых наработок из игровой индустрии
  Второй вопрос, который возникнет в вашей голове - мне что нужно создавать свою игру? Нет и еще раз нет! Если вы вставите танчики на ваш сайт, то маловероятно, что вы добьетесь своих целевых показателей: регистраций на сайте, покупки, отзыва и др. Геймификация про другое. Сначала определимся с видами геймификации:

  • статистическая - пользователь вашего сайта/иного ресурса получает награды, достижения за выполнение определенных ключевых действий: регистрация, посещение мероприятий, покупка, активное общение на сайте. Но чаще всего пиксели медалек, гербов с достижениями никак не влияют на пользовательское поведение, пользователь их даже может не замечать, но может надоесть, если абсолютно за каждое действие будут награды с уведомлениями. Нематериальная ценность сразу потеряется. Представим, что в проекте Зеленый Фитнес, человек посетил все 300 мероприятий сезона и ура он получает достижение в личном кабинете "Герой-ЗФ", но достаточно ли это для мотивации? Всегда приятно получать награду, но полезно ли.

Пиксели в личном кабинете - мотивация для вас?

  • меркантильная - самое очевидное и опасное. Мы мотивируем наших пользователей с помощью денег за выполнение определенных заданий, победы в конкурсах. В этом случае эмоции отходят на задний план, люди начинают оценивать свою выгоду за каждое действие. Для некоторых награды будут слишком малы. Вдобавок это лишние расходы организации и как в любом из конкурсов есть победители и обиженные проигравшие. Примеры: рейтинги активности, скидки за определенные действия.

Что вы сделаете ради 100 рублей?

  • веселая - делаем акцент на творчестве. Даем нашим пользователям творческие задания: написать стих, снять видео ролик, нарисовать плакат по таким темам, где это обычно не используется (писать стихи о зимних шинах). При этом одно из условий - тиражировать все в социальных сетях с нужными хештегами. Необычная промо-акция может стать вирусной и попасть в СМИ. А в качестве награды: грамоты и сертификаты, возможность опубликоваться на ваших ресурсах, интервью победителя.

  • серьезная - наш вариант. Строим геймификацию согласно ценностей пользователя, пользы для него. Так вы сможете раскрыть больше смысл продукта, услуги и не отвлекать пользователя лишними элементами. Серьезная геймификации всегда решает конкретные задачи, влияет на бизнес-метрики. Пример, пользователю нужно загрузить файл на облако для публичного показа презентаций, но он как обычно указывает только название самого файла и больше ничего. Тут появляется серьезная геймификация - рядом с полями для заполнения мы вставляем шкалу эффективности размещенной презентации. Шкала заполняется по ходу заполнению всех полей. Ниже шкалы мы поясняем, что чем больше заполнена данная шкала, то тем больше вероятность, что вашу презентацию увидят, скачают другие люди. Таким методом мы снимаем рутинность процесса и придаем особую важность заполнения всех полей описания вашей презентации при загрузке.

Серьезно решаем боль пользователей

 Польза геймификации в 5 предложениях:
1) Удивить, превзойти ожидани

2) Вызвать позитивные эмоции

3) Дать дополнительное время на изучение вашего ресурса

4) Дать мотивацию

5) Выделиться среди конкурентов  

Структура игровой механики в вашем проекте

  • ПРОБЛЕМА - Исходим из ключевых проблем пользователей вашего сервиса

  • ЦИКЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ - полное описание пути пользователя: от появлении проблемы, знакомством с сервисом до совершения ключевого действия (регистрации/покупки и др)

  • Если необходимо, то МОНЕТИЗАЦИЯ. Понять после какого цикла использования вашим сервисом мы можем предложить платные услуги, дополнительные пакеты продвижения, рассылки.

  • ЭМОЦИЯ - понять, что должен испытывать ваш пользователь на каждом из циклов использования сервисом. Пользователь хочет стать более сильным, умным, получить знания для обогащения?

  • ЛЕГЕНДА - показываем с помощью метафор, слоганов новое полезное будущее для пользователя. Пример, "Мы джедаи в сфере бизнеса", "Nokia - connecting people". Так мы вовлекаем пользователей в большую истории!

  • ОПРЕДЕЛЯЕМ РУТИНЫ (НЕУДОБСТВА) ваших пользователей на сайте, другом вашем ресурсе. Например, не люблю заполнять большие поля с текстом, непонятная регистрация, нет понимания, куда дальше идти после регистрации учетной записи.

  • ПОД КАЖДУЮ РУТИНУ НАХОДИМ СПАСИТЕЛЬНУЮ МЕХАНИКУ - то что решит проблему. Пример, если пользователь не любит заполнять поля, покажем ему важность полного заполнения через шкалу эффективности, если регистрация не понятна, значит вводим систему подсказок, обучения, или упрощаем всё без всяких игровых механик. Если нет понимания, куда тыкать на сайте дальше после регистрации, то можем ввести систему подсказок, всплывающие уведомления, выделение определенных разделов сайта

  • Если мы хорошо знаем свою аудиторию и знаем их предпочтения в играх, то можем использовать схожий дизайн, приемы и шаблоны из этих игр в вовлечении этих пользователей. Например наш сайт связан с индустрией авто-мото гонок, значит мы должны понимать, что скорее всего наша аудитория связана с играми-симуляторами езды на гоночных болидах, мотоциклах. Значит можем использовать схожие шаблоны на вашем сайте, например шкалу эффективности заполнения тех или иных полей в виде спидометра, тахометра итд, а вместо традиционного рейтинга пользователей сделать карту гоночной трассы с разными промежуточными этапами с подарками.

  • Продумываем то, как мы АКТИВИРУЕМ наших пользователей (как они начинают пользоваться ресурсом), ВОВЛЕКАЕМ их в дальнейшее использование сайта (через систему обучения, подсказок, наград, уведомлений и велком-сценариев), и в конце концов УДЕРЖИВАЕМ ИХ, чтоб они чаще возвращались к нам.

  • Одна из основ геймификации - эффект Зейгарник. Доказано, что незавершенные дела человек запоминает лучше, чем завершенные. На основе этой психологии сервисы могут ставить своим пользователям определенные промежуточные, сезонные и глобальные задачи, к которым идут ваши пользователи. Соответственно пользователь помнит, что у него есть не завершенные задачи на вашем сервисе, что там скрыто некое преимущество для него и оно ограничено во времени.

Мораль басни

  Геймификация не является единственным способом привлечения новой аудитории в свой проект, но она может сделать ваш сервис дружелюбнее, регулярнее в использовании, может вызвать интерес со стороны СМИ. Также никакая геймификация вам не поможет, если сам сервис не будет действительно полезным, доработанным. Максимальная необходимость в геймификации наблюдается в том моменте, когда мы теряем контроль над пользователем и он начинает уходить с нашего сервиса. В написании статьи отдельную благодарность выражаю высококвалифицированному специалисту по игровым механикам Курылёву Илье (это он подбадривал учить английский в LinguaLeo).