Республика Татарстан Центр инноваций в социальной сфере Ресурсный центр поддержки со нко


Есть ли польза? Как оценить ваш социальный проект

Оценка социального эффекта (social impact) естественна для социальных и филтех-проектов. Ведь их социальная составляющая – это основное отличие от традиционного бизнеса. Если проекты, услуги, решения направлены на решение конкретной проблемы или снижение ее остроты, то важно оценить, действительно ли это происходит и в какой мере.

Речь, как правило, идет об изменении установок, физического или психологического состояния, моделей поведения, статуса клиентов. Например, количество малообеспеченных семей, у которых стабильно повысился доход. Или доля клиентов с инвалидностью, у которых зафиксирован рост самостоятельности и независимости благодаря использованию продуктов филтех-проекта.

Важно и изначальное определение, и планирование социальных целей – позитивных изменений в жизни конкретных групп благополучателей. А также понимание, как именно их достичь, какие факторы и для каких групп обеспечивают и препятствуют достижению социальных результатов.

Это построение логической модели, «теории изменений»: почему, за счет чего, что и в какой последовательности обеспечит изменения, кто вовлечен, какие и почему действия нужно предпринять.

На этом этапе оптимальной стратегией лично я считаю привлечение консультанта. Специалист в сфере оценки социальных программ поможет сформулировать или уточнить логику проекта, перечень ожидаемых социальных результатов и возможные способы для оценки их достижения.

Бывает и так, что запрос на оценку и получение дополнительных данных появляется после запуска проекта. Например, у команды возникает желание проверить, а туда ли они движутся, есть ли вообще какие-то изменения от их продукта, что можно делать иначе, чтобы изменений было больше, нет ли потенциального вреда. Это может быть как внутренний запрос, так и внешний – от доноров, инвесторов и партнеров.

Измерение социальных перемен

Обычно социальные результаты и цели, которые планируется достичь, формулируются в зависимости от той социальной проблемы, на решение которой направлен проект. А также подбираются адекватные показатели, которые бы свидетельствовали об их достижении. При этом важно измерять не только социальные результаты, но и всю цепочку по их достижению, которая состоит из следующих элементов.

Ресурсы (inputs) – то, что вам потребуется для реализации проекта, достижения социального результата. Ресурсы могут быть человеческие, материальные, производственные и другие.

Деятельность (activities) – то, что осуществляется, что вы будете делать для достижения ваших социальных целей, – оказание конкретных услуг, проведение мероприятий и пр. Например, обучающие занятия или поиск рабочих мест людям с инвалидностью.

Непосредственные результаты (outputs) – то, что изменится в процессе деятельности. Как правило, речь идет о количественных, производственных результатах – количестве мероприятий, услуг, клиентов. Например, количество малообеспеченных семей, которые получат услуги за год; количество проведенных консультаций, изготовленных изделий, скачанных приложений.

Социальные результаты (outcomes) – позитивные изменения в жизни целевых групп (клиентов, благополучателей), которые происходят благодаря проекту. Например, это количество людей с инвалидностью, у которых повысился доход благодаря прошедшему обучению или которые трудоустроились благодаря проекту.

Социальное воздействие / социальный эффект (impact) – положительные изменения, которые ожидаются от проекта. Обычно они отдалены по времени и показывают изменения не только в жизни благополучателей, но и в обществе в целом. Например, снижение уровня подростковой преступности в том районе, где запущен социальный проект. Граница между социальным результатом и социальным эффектом довольно зыбкая, многие используют эти понятия, как синонимы.

Одна из распространенных ошибок – измерение только вкладываемых ресурсов и объема предпринятых усилий.

Например, подсчета, сколько произведено продукции, сколько человек воспользовались услугами, обучились, установили мобильное приложение. Такие непосредственные результаты довольно просто измерить. Их учет и измерение также важны для понимания экономичности, результативности, масштабов проекта. Но, как правило, они ничего не говорят о том, решена ли проблема и есть ли какие-то изменения в жизни клиентов.

  В Виды эффективности

  1. Производительность (результативность) – отношение объема затраченных ресурсов к объему полученных результатов.

  2. Экономичность – объем используемых ресурсов на единицу создаваемого результата.

  3. Социальная эффективность – отношение социальных результатов к непосредственным.

  4. Экономическая эффективность – соотношение финансовых результатов деятельности и затрат на их осуществление.

  5. Социально-экономическая эффективность – отношение полученных социальных результатов (эффектов) к стоимости затраченных на это ресурсов.

Одна из основных сложностей при измерении социальных результатов – они часто наступают не мгновенно. Также не всегда понятно, произошли ли изменения именно благодаря вашему проекту или за счет других факторов и игроков.

Например, участник программы по развитию каких-то навыков нашел работу, но параллельно он предпринимал массу иных усилий. Вполне возможно, что он бы и так трудоустроился, без нашей программы. Или, например, в «детских» программах ребенок естественным образом вырос и стал более самостоятельным, а не только за счет наших усилий. Поэтому оценка социального эффекта – непростая задача.

Также обычно проще собрать количественные показатели, но они не всегда отражают важные качественные изменения в жизни благополучателей. Иными словами, то, что проще измерить, – это не всегда именно то, что действительно отражает реальность.

Понять, какие именно результаты и показатели оценивать, также непростая задача, требующая знаний и практического опыта.

Я советую обращаться за консультацией к специалистам в этой сфере, к практическому опыту других команд с аналогичными продуктами и услугами и к всевозможным тематическим базам результатов и показателей, разработанных экспертами. На русском языке, например, это ресурс «Эволюция и филантропия».

Также не забывайте про конечную цель оценки социальных результатов и ваших ресурсных возможностях. Любая система измерения социальных результатов помогает принимать решения, достигать больших изменений в жизни клиентов, быстро и гибко реагировать на потребности рынка. Но она не должна становиться сложной и громоздкой, чтобы не забирать у проекта дефицитные ресурсы.

Довольно распространенными являются стоимостные оценки социальных результатов (например, SROI – Social return on investment). Как правило, речь идет о подсчете в денежном эквиваленте тех расходов, которые несет общество из-за той социальной проблемы, которую планирует решить проект. Например, из-за высокой преступности или содержания сирот в учреждениях. Либо, наоборот, вы будете оценивать доходы, которые создаются для общества. Такие как доходы от туризма за счет запуска культурного объекта на территории.

Стоимостные оценки проще проводить в отношении социальных результатов, которые максимально приближены к финансовым. Легче измерить социальный статус, связанный с трудоустройством и повышением уровня доходов, чем оценить результаты в сфере культуры. В последнем случае приходится подбирать аналоги, которые помогают выразить в финансовом эквиваленте, например, ценность полученных впечатлений от просмотра музейной экспозиции.

Еще один вариант – делать акцент не на жестких KPIs (key performance indicators), а на грамотном, осознанном управлении социальными изменениями. Это предполагает последовательное выполнение ряда шагов и постоянное к ним возвращение по мере накопления опыта и информации.

  • Сформулируйте ключевую цель. Определите, какую главную социальную проблему пытается решить ваш проект: какова ее природа, масштаб, целевые группы. Подумайте, какие действия уже предпринимаются для ее решения, а каких недостаточно? Какие ресурсы нужны для этого, все ли у вас есть? Какие социальные результаты вы ожидаете получить? Какие есть риски на пути реализации проекта, что может усилить проект?

  • Проведите анализ стейкхолдеров (тех, от кого зависит реализация проекта и у кого произойдут изменения): каковы ожидания у заинтересованных сторон от работы проекта, каких изменений они ожидают? Кто из них делает вклад и в какой форме? Нет ли противоречия в ожиданиях разных групп стейкхолдеров? Какие стейкхолдеры особенно важны?

  • Сформулируйте ожидаемые результаты. С учетом ожиданий стейкхолдеров и ваших ценностей, ресурсов составьте перечень действий, а также непосредственных и социальных результатов. На основе каких показателей можно будет понять, что достигает ваш проект? Какие данные нам нужны для этого, и реально ли их получить с учетом имеющихся ресурсов?

  • Мониторинг социальных результатов. Постоянно отслеживайте, получается ли у вас достигать запланированных результатов на практике, каких именно? Согласны ли с этим стейкхолдеры? Ценят ли они достигнутые результаты, считают ли их важными?

  • Рефлексируйте, отчитывайтесь и развивайтесь. Оценивайте эффективность вашей работы и обсуждайте со своей аудиторией (как внешней, так и внутри команды) полученные результаты. Не забывайте про благополучателей – их мнение особенно важно, именно они «эксперты опыта», ради них и реализуется проект. Учитесь на ошибках, вносите изменения в деятельность. Отслеживайте, каких данных не хватает для принятия решений.

Повторюсь: самостоятельно проводить оценку социальных результатов довольно сложно и полезно советоваться с опытными специалистами по оценке. Однако не стоит и полностью делегировать эту задачу сторонним экспертам и действовать по принципу «отдали и забыли».

С вашей стороны так же потребуется довольно высокое вовлечение, иначе реален риск, что полученный отчет о результатах будет мало применим в вашей непосредственной практической деятельности, принятии управленческих решений.

Источник информации: Теплица социальных технологий